Share

ОТРАВА-10. ДЕЗАВИД, УНИКО, ДЕФЛОК. «Смертность на Вологодчине втрое выше»

1405-CHI-WWWСмертность на Вологодчине – втрое выше

В сфере санитарной эпидемиологии есть такое понятие: ООХЭ – острые отравления химической этиологии (то есть, химического происхождения). Статистика в этой сфере на государственном уровне отслеживается ежегодно.

И вот к нам в руки попали данные государственных докладов о санэпидобстановке за 2012 год. С одной стороны, данные как данные, но очень уж интересно среди прочих регионов выглядит Вологодская область, где на тот момент вот уже два года применялась технология подготовки питьевой воды с помощью ПГМГ.

Так, на территории Вологодской области в структуре отравлений химической этиологии основную долю 51 % составляют острые отравления от спиртсодержащей продукции, острые отравления лекарственными препаратами – 22 %, острые травления наркотическими веществами – 14 %,  острые отравления продуктами питания всего 1 % и острые отравления по другим мониторируемым видам -12 %.

Для сравнения авторы доклада приводят статистику по Красноярскому краю. Здесь в структуре бытовых отравлений первое ранговое место принадлежит группе отравлений лекарственными препаратами (41,2%); второе – группа отравлений спиртсодержащей продукцией (22,9%); третье – (20%) — товарами бытового назначения и другими мониторируемыми видами (прочие отравления); четвертое (12,7%) – отравления наркотическими веществами: пятое – пищевыми продуктами (2,0%). То есть, некачественным алкоголем отравилось вдвое меньшее число людей.

Но тут дело такое: может, в Красноярском крае просто меньше пьют?

Но, как оказалось, дело либо не в этом, либо не совсем в этом. И тут врачи в качестве уточнения приводят статистику смертности от алкогольного отравления: «При отравлениях этиловым спиртом процент смертельных исходов в Вологодской области — 89,9%, Красноярский край —  31,7%, метиловым спиртом, соответственно, 100% и 49,3%, суррогатами — 69% и 32%».

Дальше – хуже: «…Следует отметить, что ООХЭ (острые отравления химической этиологии) с летальными исходами составляют в Вологодской области более 46 %, то есть практически каждый второй случай заканчивается летальным исходом (в среднем по РФ летальность составляет всего 17,6%). В структуре ООХЭ с летальными исходами основную долю 87% составляют острые отравления от спиртсодержащей продукции, острые отравления наркотическими веществами – 6 %, острые отравления по другим мониторируемым видам — 5%, при этом острые отравления лекарственными препаратами составляют всего 2%, а отравления продуктами питания составляют 1%…».

Подобные «расхождения» в данном аспекте Вологодской области с другими регионами (ЯНАО, Омская область, Свердловская область, Ростовская область, Челябинская и т.д.) должно иметь свою причину. Даже по сравнению с самой «пьющей» Курганской областью Вологда сильно проигрывает.

Что это: плохая медицина? Или дело в качестве алкоголя?

Свидетельствуют судмедэксперты

В одной из первых публикаций мы также упоминали о странной алкогольной эпидемии, поразившей целый ряд областей России в 2004-2006 годах. Началась она в Верхней Салде Свердловской области, куда практически одномоментно поступили 90 человек с признаками острого неинфекционного гепатита.

«Расследуя причины отравления, выявили, что все пострадавшие употребляли жидкость «Хелиос» – антисептическое средство для дезинфекции помещений противотуберкулезных диспансеров, содержащее 93% этилового спирта, около 7% диэтилфталатов и 0,1% полигексаметиленгуанидина гидрохлорида. Токсикодинамические и токсикокинетические характеристики жидкости «Хелиос» и ее аналогов пока не изучены», – пишут в своем докладе Е. Цисанова, преподаватель кафедры фармацевтической и токсиологической химии РУДН и Е.Саломатин, доктор фармацевтических наук из ФГУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» (Москва).

Два года спустя случаи подобного отравления были зарегистрированы в Белгородской, Тверской, Воронежской, Курской, Челябинской, Свердловской, Кировской, Московской, Волгоградской, Иркутской, Псковской, Липецкой, Саратовской, Тамбовской, Владимирской областях, Пермском и Хабаровском краях, Республике Удмуртия. Общими характерными клиническими признаками у всех пострадавших были развитие токсического гепатита и выраженная желтушность кожного покрова.

Что же пили жители этих областей? Как оказалось, все «напитки» под названиями «Экстрасепт», «Антисептин», «Бытовой», «Крепыш», «Кирюша», «Льдинка», «Светош», «Трояр» содержали в себе, кроме спирта, те же самые компоненты примерно в такой же пропорции.

Однако, несмотря на содержание в жидкостях диэтилфталатов, именно на ПГМГ обратили внимание в «Роспотребнадзоре». Например, в письме от 9 февраля 2007 года Геннадий Онищенко прямо указывает на ПГМГ как главную причину отравления.

Далее авторы доклада приводят описание ПГМГ: «Полигексаметиленгуанидин гидрохлорид – прозрачная стеклообразная масса; температура размягчения 100-150 °C. В водных растворах 10% и более высокой концентрации полигексаметиленгуанидина вследствие интенсивного образования водородных связей происходит студнеобразование при комнатной температуре… Полигексаметиленгуанидин – эффективный фунгицид и антисептик, используемый для подавления внутрибольничной инфекции в роддомах и больницах, для защиты от повреждения микроорганизмами различных промышленных изделий (например, кинопленки, тканей) и продуктов при хранении, для защиты сельскохозяйственных растений и животных от болезней. В технике полигексаметиленгуанидин применяют как флокулянт для очистки оборотных вод в производстве бумаги и в других технологических процессах, как адгезионную добавку в композиционных материалах, для замены цианида натрия в гальванотехнике, как аппрет для противоусадочной отделки шерсти».

И ни слова про подготовку питьевой воды!

Все больные отмечали появление желтухи: пожелтение склер и кожных покровов, увеличение печени, потемнение мочи. Судебно-медицинское исследование трупов выявило интенсивное желтушное окрашивание органов и тканей, гепатомегалию и некоторые признаки сопутствующих заболеваний (отек мозга, пневмония, панкреатит, дистрофические изменения в миокарде, туберкулез и др.).

«Безобидный» ПГМГ

Вполне возможно, что гепатотоксические (отравляющие печень) свойства ПГМГ усиливаются при смешивании со спиртом, на что указывают некоторые исследователи. Возникает законный вопрос: а так ли опасно ПГМГ вне «спиртного контекста»? Ведь если пить, положим, обычную, качественную водку, где ПГМГ уж точно нет, то ничего и не будет?

Если вы – житель Вологды, то, наверное, ничего не случится, потому что ПГМГ-ГХ в водопроводе Вологды пока что нет, хотя испытания этого реагента уже идут полным ходом. А если вы живете в Череповце, каждый день потребляете водопроводную воду и позволяете себе толику спиртного, то ПГМГ и спирт в организме друг друга всегда найдут. Возможно, именно эта «встреча» и стала причиной большого числа отравлений, зарегистрированных на Вологодчине.

А пока авторы доклада предупреждают:

«Методики изолирования и обнаружения полигексаметиленгуанидин гидрохлорида и диэтилфталата в биожидкостях и тканях человека не разработаны… В настоящее время изготовление и продажа дезинфицирующих средств, содержащих в своем составе полигексаметиленгуанидин гидрохлорид и диэтилфталат, приостановлены. Однако, учитывая широту использования указанных выше жидкостей в различных областях медицины и фармации, при изготовлении суррогатных алкогольных напитков и лекарственных препаратов, актуальность проблемы сохраняется».

Александр ТОКАРЕВ.

You may also like...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.