ОТРАВА. ДЕЗАВИД, УНИКО, ДЕФЛОК. Новгородцы – подопытные кролики «Водоканала» и «Золотой формулы»?
(Нюрнбергский кодекс, 1947 год).
«Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам»
(Часть 2 статьи 21 Конституции РФ)
Вчера в новгородском Доме журналиста состоялось заседание пресс-клуба, посвященное очистке воды в Великом Новгороде с помощью «Дезавид концентрата» (далее – «Дезавид», так как разница между ними лишь в количестве воды).
Тема – актуальнейшая для города, ведь по поводу дезавида у новгородцев назрело множество вопросов. Росту опасений горожан способствует молчание городских властей и «Водоканала», который по-тихому с августа по октябрь уже провел над всеми нами первый эксперимент, очищая по новой схеме 1/6 поступающей в город воды. Интересно, что в свое время в Череповце Дезавид тоже появился подозрительно тихо для «передовой инновационной и абсолютно безопасной» технологии.
Кстати, об этом вчера тоже спрашивали: почему должным образом не информируется население? Ведь вопрос касается здоровья людей! Сказали – «Водоканал» не обязан. По закону.
На встречу с журналистами пришли:
— директор МУП «Новгородский водоканал» Сергей Литвинов и начальник управления водоснабжения этого предприятия Дмитрий Антипов;
— заместитель начальника отдела санитарно-надзорной, регистрационной и лицензионной деятельности управления Роспотребнадзора по Новгородской области Наталья Хлебникова;
— депутат городской Думы Константин Хиврич, которого, как оказалось позже, очень легко успокоить бумажками. Хотя он особо и не был обеспокоен;
Но самое главное – одним из самых активных защитников Дезавида на этой встрече был… внимание… руководитель скандально известной «Золотой формулы Великий Новгород» Александр Некипелов, внедрявший «фильтры Петрика» в детских садах и школах города. Он первоначально представился скромно — как партнер «Водоканала» по очистке воды.
Подбор экспертов – да простят меня модераторы – вызывает немало вопросов. Да и экспертами некоторых вряд ли можно назвать. У господина Некипелова – экономическое и гуманитарное образование, Литвинов – управленец и инженер-теплоэнергетик. Заявленный в программе представитель НовГУ, где предлагают альтернативу Дезавиду, на встречу не пришел. Не было ни одного специалиста, сказавшего хоть слово об опасности Дезавида, о том, как от него можно защититься, о других существующих способах очистки воды.
В итоге вся эта дружная компания в течение двух часов доказывала журналистам, а также нежданно и нежеланно нагрянувшей общественности (информация о встрече просочилась в сеть), что новгородцы должны «Водоканалу» в ножки кланяться за великое благодеяние, которое он собирается сотворить для всех нас.
Кто-то слепо доверяет только документам и справкам, как будто их составляют безгрешные ангелы, и остается глух ко всему остальному. Я же не привыкла игнорировать интуицию, своего внутреннего попутчика, который во время этой встречи вопил «Не верю!» как сто безумных станиславских.
Да, жидкий хлор – редкостная дрянь, и мы платим за него страшную цену онкологическими заболеваниями, больными зубами и другими проблемами со здоровьем. Увы, нам очень не повезло, в отличие от жителей Красноярска, Питера и других городов с качеством воды — без убойной дозы хлора не обойтись. Болота, взвесь, гуминовые вещества… Их почти нет в Неве. Поэтому наши соседи используют, помимо гипохлорида, ультрафиолет. А к нашему «счастью» добавьте еще и километры ржавых новгородских труб, которые преодолевает вода, прежде чем попасть к вам домой — и получите картину маслом. Руководство «Водоканала» обещает, что мы сможем забыть про жуткий жидкий хлор, в чем нам поможет Дезавид и гипохлорит натрия. Его и хранить не так страшно, как жидкий хлор, при утечке которого необходимо эвакуировать людей. Вроде бы намерения у «Водоканала» благие, но возникает множество вопросов. Вот лишь некоторые.
Почему они считают возможным применять совместно Дезавид и гипохлорит? Ведь в инструкции на Дезавид написано, что он не совместим с окислителями, мылами и ПАВ!
Почему в своих речах Сергей Литвинов, говоря о Дезавиде, постоянно употребляет слово «эксперимент»?
Общественники:
— Мы не хотим, чтобы над нами и нашими детьми ставили опыты! Почему вы говорите об экспериментах?
Литвинов:
— Конечно, это эксперимент.
Цитата
«Лицо, вовлекаемое в эксперимент в качестве испытуемого, должно иметь законное право давать такое согласие; иметь возможность осуществлять свободный выбор и не испытывать на себе влияние каких-либо элементов насилия, обмана, мошенничества, хитрости или других скрытых форм давления или принуждения; обладать знаниями, достаточными для того, чтобы понять суть эксперимента и принять осознанное решение…» (из Кодекса, принятого Нюрнбергским трибуналом в 1947 году).
Почему «Водоканал» выбрал Дезавид, не рассматривая альтернативные варианты?
На вопрос о разработке НовГУ по очистке городской воды сотрудники «Водоканала» признались, что с ней незнакомы. Более того, Литвинов честно сказал: «Она нам не нужна».
Журналист:
— Почему не нужна?
Литвинов:
— У нас и так вода прекрасно очищается.
Между тем, университет уже запатентовал метод электрофлотации, основанный на проведении электролиза жидкости. По словам ректора НовГУ Виктора Вебера, этот способ намного дешевле и эффективнее уже используемых методик.
Почему вчерашние «эксперты» постоянно уходили от вопросов общественников о вреде Дезавида здоровью?
Почему господин Литвинов назвал просьбу новгородцев провести исследование в независимой лаборатории – «утопией» и с насмешкой говорил о том, что о последствиях воздействия Дезавида на организм человека мы узнаем лет через 30-40? Что здесь забавного?
Нам – новгородцам — в ходе встречи не раз напоминали, что у нас нет химического образования. Поэтому я и позвонила на одно из ведущих новгородских предприятий, в химическую лабораторию, в том числе, поговорила с Почетным химиком России (позвольте без имен, люди у нас открыто говорить боятся — и ученые, и медики). Ребята, я вам честно скажу, реакция химиков на новость о том, что в Новгороде будет применяться Дезавид, меня испугала. А ведь это профессионалы, а не «проплаченные мамочки из интернета».
В Череповце Дезавид применяют более трех лет. Один из самых активных противников применения этого вещества – Алексей Кощеев. После долгого разговора с ним я с уверенностью могу сказать, что этот человек без преувеличения знает о Дезавиде все.
— На самом деле, с Дезавидом химики знакомы уже давным-давно, — рассказал Алексей «Вашим новостям». — Основой препарата является вещество полигексаметиленгуанидин гидрохлорид (ПГМГ). В советское время он использовался в медицинских учреждениях для дезинфекции поверхностей и инструментария. Им дезинфицировали даже плевательницы в противотуберкулезных диспансерах. Использовали его на предприятиях, в сельском хозяйстве – для обработки мест содержания животных. Но не так давно группа столичных ученых придумала использовать «Дезавид» при подготовке питьевой воды и «продавила» его регистрацию.
— Вчера мы так и не добились от наших собеседников ответа на вопрос чем же опасен Дезавид для здоровья.
— Гуанидины служат активным началом многих лекарственных веществ (сульгин, исмелин, фарингосепт) и антибиотиков (стрептомицин, бластицидин, мильдомицин). Это синтетическое вещество — полиэлектролит. Он отлично растворяется в воде, а при взаимодействии со спиртом может губительно действовать на организм, в первую очередь поражая и разрушая печень. И не знает ликероводочный завод, что разводя спирт обычной водопроводной водой, он получает убойную отраву — гарантированный токсический гепатит потребителя.
— Помогают ли от дезавида фильтры?
— Обычные скорее нет, чем да. Он очень хорошо растворяется в воде. А вот обратно-осмотичческие должны чистить хорошо, но они убирают из воды все соли, что тоже не полезно. Проще не применять Дезавид и пользоваться обычными угольными фильтрами.
— Правда ли, что в ЕС применение этого вещества запрещено?
— Да, это так. Причем интересно, что в тот же день, как в Евросоюзе запретили это вещество, начались его испытания в Череповце.
— В каких городах России отказались от перехода на Дезавид?
— Первыми были Москва и Санкт-Петербург. Череповец, увы пал, директора местного Водоканала соблазнили патентом и он сдался… Нам удалось неофициально познакомиться с документами – результатами исследований и испытаний. Их страшно читать. По сути, речь в них идет о неминуемой экологической катастрофе.
— Вчера представительница Роспотребнадзора защищала дезавид, говорила о том, что на него имеются все необходимые лицензии и документы.
— Речи некоторых сотрудников Роспотребнадзора основываются на их заблуждениях. Когда специалист всерьез пытается разобраться, что к чему, он начинает смотреть на ситуацию совсем иначе.
— Госпожа Хлебникова говорила вчера о 4-м классе опасности Дезавида, но вы пишете в своих материалах о том, что веществу следовало бы присвоить 2-й класс.
— Да, это так. Только присваивать ничего и не надо. Уже присвоено. Мы общались с широким кругом ученых, которые также говорят о том, что по определению Дезавид – бинарная смесь ПГМГ и «жидкого мыла» (второе вещество можно назвать так) никак не может быть ниже 2-го класса опасности. Если почитать инструкцию к Дезавиду, то вы найдете информацию (правда, не на первой странице) именно о втором классе опасности.
— Было заявлено что новая технология спасает жителей от хлороформа.
— Зачем спасать от того, чего нет? Остаточное содержание хлороформа в воде прекрасно регулируется разрешенными технологиями. Наверное, «специалисты» ссылались на рекомендации ВОЗ и ЕС? Попробуйте самостоятельно изучить эти «доводы» в зарубежных первоисточниках – обещаю, что Вы получите незабываемые впечатления и истинное понимание «ценности» их мнения.
***
Возвращаясь к вчерашней встрече, добавлю, что в качестве спикера организаторами был заявлен и депутат городской Думы Константин Хиврич, который, судя по всему, был не особо заинтересован в теме разговора. Вечером он поделился мыслями о встрече на ФУЛе, где заявил, что у него нет оснований «не доверять Роспотребнадзору и другим организациям, которые подписывали заключения, экспертизы и пр. разрешительные документы».
Это замечательно, что человек верит документам, хотя можно напомнить, что тот же Роспотребнадзор когда-то благословил фильтры Петрика.
Но вот дальше я с Константином не согласна. Он пишет: «Несмотря на то, что это была встреча пресс-клуба (журналистов) и экспертов (гостей), пришедшей общественности тоже дали высказаться и на все вопросы были даны исчерпывающие ответы».
Не было исчерпывающих ответов на многие вопросы! Кроме того, бедным общественникам – а я не использую это слово в качестве ругательного – пришлось в полной мере ощутить себя нежданными и нежеланными гостями. Порой мне было очень неловко за коллег, ведь новгородцы задавали действительно важные вопросы, волнующие город. А на хрена мы тогда вообще здесь собрались, если не для того, чтобы найти ответы на эти вопросы? В итоге активистов просто выставили за дверь. После разговора в опустевшем зале у меня окончательно сложилось впечатление, что журналисты, по задумке организаторов и тех, кто продвигает дезавид, должны, как и Константин Хиврич, удовлетвориться лицензией и другими бумажками и успокоить население. Простите, но я не буду вас успокаивать. Пока и я, и вы не получим ответов на наши вопросы. Возможно, ответы на некоторые из них удастся получить именно благодаря общественникам.
Одна из участниц встречи, Анна Черепанова, считает, что ситуация с внедрением Дезавида во многом повторяет историю с «фильтрами Петрика», которые при содействии властей и с разрешения Роспотребнадзора продвигались в детские учреждения Великого Новгорода как инновационная и передовая технология.
«В ближайшее время мы направим запрос в «Мосводоканал», который проводил испытания Дезавида и отказался от него, чтобы получить заключение специалистов этой организации, — говорит Анна. — Спросим мнение независимых экспертов. Уже сейчас понятно, что ведомственных испытаний Дезавида на «Водоканале» совершенно недостаточно для его внедрения и применения в водоочистке. Необходимо привлечение специалистов ведущих российских центров контроля качества воды для проведения полномасштабных исследований. «Водоканал» не заинтересован в проведении каких-либо независимых экспертиз, в том числе на безопасность дезавида для здоровья людей».
Не исключают общественники и коррупционную составляющую:
«Гендиректор Новгородского водоканала Литвинов заверил общественность, что использование Дезавида экономично, что, в том числе, определило выбор в пользу этого реагента. С другой стороны, со слов того же Литвинова, первоначальные инвестиции в новую технологию составят от 10 до 15 миллионов рублей. Прекрасно зная, как у нас в стране осваиваются бюджетные средства, средства муниципальных предприятий на закупках, будем внимательно смотреть за размещением заказов «Водоканалом».
После встречи я поговорила также с Ириной Соколовой, молодой новгородской мамой, которая активно задавала вопросы. «Они должны понять, что мы не хотим устраивать скандал, мы не хотим никого припирать к стенке, — пояснила Ирина. — Мы хотим, чтобы от нас не скрывали информацию, мы хотим, чтобы все было открыто и нам объяснили, чем руководствовались на «Водоканале» при выборе именно этого реагента. Мы хотим, чтобы состоялась грамотная проверка безопасности дезавида независимыми профессиональными экспертами, а не заинтересованной ведомственной лабораторией «Водоканала».
P. S. В настоящее время Дезавида в нашей питьевой воде нет. Первый эксперимент над нами, когда очищалась 1/6 часть воды, завершился осенью. Сейчас реагент не используют – по новым правилам, необходимо установить дорогостоящее оборудование для использования гидрохлорида, а у «Водоканала» сейчас нет таких средств. Но, по словам Сергея Литвинова, внедрение может начаться уже через полгода.
Думаю, что мы еще не раз вернемся к этой теме.
Фото: Татьяна Яковенко
Документы, свидетельствующие о 2-м классе опасности препарата:

Ольга Лаврова
http://vnnews.ru/actualno/36674-novgorodci-%E2%80%93-podopitnie-kroliki-vodokanala-i-zolotoie-formuli?.#ixzz2vxBpycxU