Share

РОИ. Изменение скоростного режима автотранспорта в населенных пунктах

ПЕШЕХОДСогласно данным МВД, в России ежегодно в ДТП погибает порядка 27 тысяч человек, а ущерб от всех ДТП составляет порядка 2,5% валового национального продукта (ВНП). За последние 5 лет ущерб экономике от ДТП составил порядка 5,5 триллионов рублей, что сопоставимо с объемом расходов на здравоохранение за тот же период.

Каждым четвертым ДТП является наезд на пешехода, и таких ДТП ежегодно совершается порядка 70 тысяч. При этом в крупных городах на ДТП с участием пешеходов приходится до половины всех аварий. Принципиально отметить, что 86% таких аварий происходят по вине водителей, причем треть всех ДТП с пешеходами происходит в зоне пешеходных переходов. В последние годы существует тенденция к росту числа наездов на пешеходов в зоне переходов, так в 2012 году этот показатель вырос на 6%,  достигнув 17,8 тысяч случаев.

Согласно данных ВОЗ Россия лидирует в Европейском регионе по смертности от дорожно-транспортного травматизма. На 100 тысяч населения приходится 25,2 смерти, что вдвое превосходит средний уровень по Европейскому региону. Принципиально, что это происходит в условиях относительно низкого уровня автомобилизации населения. В пересчете на число транспортных средств в России аварийность в 6-7 раз выше, чем в странах ЕС.

Нарушение скоростного режима (в отдельности, или в совокупности с иными факторами) в настоящий момент одной из основных причин возникновения ДТП.

При рассмотрении мировой практики было установлено, что существующие в России ограничения скоростного режима в населенных пунктах, а также порядок наложения административных санкций за их нарушения, в корне противоречат существующему мировому опыту.

В странах ЕС (Франция, Германия, Испания, Нидерланды) скорость в населенных пунктах ограничена 50 км/час, в центрах городов 30 км/час. В отдельных случаях, при прохождении автомобильных магистралей полностью изолированных от пешеходных потоков (не имеющих тротуаров, остановок общественного транспорта, пешеходных переходов) вне жилой застройки, допускается разрешенная скорость до 80 км/час. В Великобритании, США, Канаде и Австралии скорость в населенных пунктах ограничена 48 км/час, в центрах городов — до 32 км/час. На магистралях, изолированных от пешеходных потоков, — до 96 км/час. В Японии скорость в населенных пунктах ограничена 40-50 км/час. На магистралях, не имеющих пересечений с пешеходными потоками, —  до 80 км/час.

К странам, имеющим ограничение скорости в населенных пунктах в 60 км/час, помимо России относятся преимущественно бывшие республики СССР: Казахстан, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения, Грузия. Кроме того, удалось найти информацию о таком скоростном режиме в городах Венесуэлы, Зимбабве, ЮАР, Филиппин, Колумбии, Чили, Камбоджи.

Всемирная организация здравоохранения официально рекомендовала ввести обязательное ограничение скорости передвижения автомобилей в населенных пунктах на уровне 50 км/час, причем этой рекомендации последовали все развитые страны.

Таким образом, можно говорить, что стандарт ограничения скорости в населенных пунктах в 30-50 км/час является де-факто стандартом развитых стран. При этом на отдельных магистралях в пределах населенных пунктов, обязательно изолированных от пешеходных потоков (не имеющих тротуаров, остановок общественного транспорта, пешеходных переходов) и, как правило, проходящих вне зоны жилой застройки (по промышленным зонам, через лестные массивы, трассированным в  тоннелях или на эстакадах), скоростной режим может быть увеличен до 80 км/час.

Кроме того, анализ правоприменительной практики развитых стран показал, что административная ответственность за нарушение скоростного режима устанавливается при нарушении более чем на 3-5 км/час (такова максимальная погрешность современных измерительных комплексов). При этом погрешность показаний спидометра автомобиля в учет не принимается, так как ответственность за его ненормативную работу, также как ответственность за все техническое состояние автомобиля, полностью возложена на водителя транспортного средства.

В существующей российской практике, административная ответственность установлена за нарушения скоростного режима более чем на 20 км/час. Таким образом, де факто, скоростной режим в населенных пунктах ограничен 80 км/час, на отдельных дорогах в пределах крупных городов (в частности Москвы) до 100-120 км/час. То есть фактическая скорость потока в населенных пунктах России в 1,5-2 раза выше, чем в развитых странах.

Предлагается

привести нормы скоростного режима, и практики применения административных взысканий за его нарушение, в соответствии с нормами существующими в развитых странах мира. А именно:

  • установить скоростной режим в населенных пунктах не более 50 км/час;
  • разрешить увеличение скоростного режима на магистралях в пределах населенных пунктов до 80 км/час, при условии отсутствия пересечений с пешеходными потоками (в отсутствии на них пешеходных тротуаров, остановок общественного транспорта, пешеходных переходов, при физической изоляции исключающей попадание пешеходов на дорогу);
  • установить административную ответственность за нарушения скоростного режима на 3-20 км/час в размере 300 рублей.

Практический результат

  • снижение числа погибших и серьезно травмированных в ДТП, в целом снижение числа ДТП и тяжести их последствий.  Тормозной путь автомобиля на сухом асфальте со скорости 80 км/час составляет до 57 метров, в то время как со скорости 50 км/час только 27 метров (на мокром асфальте тормозной путь возрастает на 25%). Таким образом, у водителя, движущегося со скоростью не выше 50 км/час, в большинстве случаев остается возможность не допустить столкновения и предотвратить ДТП;
  • улучшение качества городской среды для передвижений на велосипеде. Развитие велосипедного транспорта в городах серьезно лимитируется отсутствием соответствующей инфраструктуры, в то время как основной причиной невозможности использования автомобильных дорог является существующий скоростной режим, не обеспечивающий безопасность передвижений велосипедиста;
  • повышение пропускной способности капиллярной сети городских улиц. Максимальная пропускная способность улично-дорожной сети приходится на скорость движения потока в 30-50 км/час. С увеличением скорости из-за роста интервалов движения пропускная способность снижается;
  • снижения уровня шумового загрязнения окружающей среды в населенных пунктах. Основной причиной шумового загрязнения в городах является звук трения автомобильных покрышек об асфальт, причем уровень шума значительно возрастает с ростом скорости потока;
  • повышение качества городской среды, популярности и комфорта пешеходных передвижений по городу. Психологами установлено, что скорость автомобильного потока не должна более чем в 10 раз превышать среднюю скорость пешехода (5 км/час), в ином случае это вызывает чувство дискомфорта и снижает удобство от жизни в городе;
  • упрощение адаптации к поездкам по России иностранных и российских водителей к поездкам по Европе за счет унификации стандартов ограничений скоростного режима;

Ваш голос важен! Голосуйте https://www.roi.ru/poll/petition/bezopasnost/izmenenie-skorostnogo-rezhima-avtotransporta-v-naselennyh-punktah/

You may also like...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.